Поиск по этому блогу

пятница, 8 февраля 2013 г.

С чего начинается качество? И в оценке то же.



Любой производственник знает, что качество конечного продукта зависит от следующих факторов.
  1. Входящий контроль сырья материалов комплектующих и тп.
  2. Система поддержания оборудования в состоянии, исключающем брак.
  3. Система  повышения знаний и навыков персонала.
  4. Наличие технологической карты регламентирующей производственный процесс.
  5. Контроль качества конечного продукта.
Давайте посмотрим как все это должно быть у субъекта оценочной деятельности (СОД).
  1. Входящий контроль сырья материалов комплектующих и тп.
Это выбор исходных данных соответствующих поставленной задаче. Соответствие таких данных оценщик обязан аргументировать в своем отчете.
  1. Система поддержания оборудования в состоянии, исключающем брак.
Поддержание «оборудования» компьютера, сканера, принтера и тп в надлежащем рабочем состоянии. В том числе и программных продуктов используемых СОД в своей работе
  1. Система  повышения знаний и навыков персонала.
С этим все ясно персонал обязан постоянно повышать, как минимум поддерживать, свой профессиональный уровень. Это закреплено как законом, так и приказами регулятора.
4.   Наличие технологической карты регламентирующей производственный процесс.
       В нашем случае наличие НС, методик и тп документов регламентирующих процесс оценки.
      
      Соблюдение всех этих пунктов обеспечит требуемое качество работы.
И последний обязательный пункт.
5.   Контроль качества конечного продукта.
Данная функция заключается в рецензировании отчетов. В крупных СОД существует внутреннее рецензирование. «Мелкие» СОД могут воспользоваться услугами СРО (саморегулирующих организаций), самостоятельно заказать рецензию в соответствии с Законом. Пользователи же оценки тоже имеют право заказать рецензию в соответствии с законом. Кроме того существует обязательное рецензирование оговоренное законодательством.
В преамбуле к Проекту Закона Украини «Про внесення змін до Закону України «Про оцінку майна, майнових прав та професійну оціночну діяльність в Україні» акцентируется особое внимание на то что этим изменения существующего Закона  призваны повысить качество работу как СОД так и оценщиков. При этом основной упор делается на контроль и ответственность.
Я начал с того какие факторы влияют на качество для того что бы показать какие организационные мероприятия в первую очередь обеспечивают качество конечного продукта. Только соблюдение первых четырех обеспечит на «выходе» качественный «продукт».  Последний пункт «Контроль качества конечного продукта» это своего рода защита потребителя. К слову и международные системы качества построены по такому принципу.
Особо хочу остановиться на четвертом пункте, наличие технологической карты регламентирующей производственный процесс оценки. Как говорилось выше, в  нашем случае это наличие НС, методик и тп документов регламентирующих процесс оценки. При этом все эти документы в соответствии с Законом разрабатываются регулятором оценочной деятельности. Из опыта качество оценки на 90% зависит от того что написано (узаконено) в этих документах. К сожалению, они далеки от идеала и в силу разночтения некоторых требований позволяют как оценщику, так и заказчику (пользователю) трактовать их по своему. Я не буду расписывать, где и что. Не об этом речь, да и без меня об этом уже много говорилось. 
Как же данная проблема отражена в Проекте? Да никак.
А о каком качестве может идти речь, если сам регулятор делает все что бы «усложнить» работу оценщика? Вот примеры.
Возьмем первый пункт, выбор исходных данных соответствующих поставленной задаче. Всем известно, что для расчетов оценщик использует данные предложения по продажам. И это при том что существует база данных продаж. Но она засекречена. И это притом, что в международной практике, на которую ссылается регулятор, такая база данных открыта. Наверное, регулятор думает, что внесение абсолютно ни чем не аргументированной поправки на торг, повышается качество результата?
Одной из первейших обязанностей рецензента есть выяснение права подписавшего отчет на проведение такой работы в принципе. Как его проверить? Опять же реестр оценщиков закрыт, разве что кроме работников ФГИ проводящих рецензию.
При этом регулятор ссылается на конфиденциальность имеющейся там информации. Такая аргументация не имеет под собой ни какой логики. Продавая объект, нормальный продавец прежде всего размещает информацию о продаже в СМИ где сам раскрывает всю «конфиденциальную» информацию. То же самое делает и оценщик, привлекая заказчиков.
Наверное, для «повышения» качества регулятор предлагает убрать стажировку, о чем я писал ранее.
Еще никогда ужесточение контроля не приводило к повышению качества. Ужесточение контроля приводит только к коррупции (взятки контролеру смотри ГАИ) и к поиску теми, кого контролируют путей ухода от контроля.
Считаю, прежде всего, регулятору нужно начать со снятия «секретности» с существующих баз банных, которые должны помочи оценщику в его работе, а не лежать мертвым грузом. Нужно заняться совершенствованием НС, методик и тп. Совершенствованием методов расчета и тп., организации повышения знаний оценщиков.

1 комментарий:

  1. Хозяйственная деятельность без оценки практически не осуществима. Это и партнерство, и понимание общей деловой ситуации в многоструктурированном объеме бизнеса. И без грамотной оценки ну это не реально вести дела и на что то опираться для принятия решений. В Питере грамотно работает SIG Оценка (http://ocenkasig.ru/), были поводы оценить, входит в группу компаний Surveyor International Group, трудится в рынке инвестиционного консалтинга.

    ОтветитьУдалить